Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
1. Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
2. Естественнонаучная грамотность
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
3. Математическая грамотность
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
4. Финансовая грамотность
совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции
сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Подходы к формированию и оценке функциональной грамотности
Естественнонаучная грамотность
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ гимназии №103 г. Минеральные Воды на 2023-2024 учебный год
● План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП" на 2023-2024 учебный год
● Приказ о реализации комплекса мероприятий по функциональной грамотности в 2023/24 учебном году
● Приказ об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, на 2023-2024 учебный год
● Приказ о создании рабочих групп по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в 2023-2024 учебном году
Документы
- Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
- Письмо Минпросвещения России от 12.09.2019 № ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся"
Приказы
- О назначении координатора по формированию и оценке фукциональной грамотности
- Положение о формировании и оценке функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП»
Банки заданий по функциональной грамотности:
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
- Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
- Открытые задания PISA
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
- Примеры тестовых заданий международного исследования PISA